Телефон для вызова бригады скорой и неотложной медицинской помощи НКЦ №2 +7 495 42 777 33. Круглосуточно. Экстренная госпитализация. Выезжаем в любую точку Москвы и Подмосковья!
Узнайте больше →
ГлавнаяНИИ Педиатрии  Сурдология

Сурдология

  • - Высококвалифицированные врачи
  • - Современное профессиональное оборудование
  • - Индивидуальный и комплексный подход к лечению

Скрининг слуха новорожденным и детям первого года жизни

Для выявления врожденных нарушений слуха и эффективной слухоречевой реабилитации (начиная с первых месяцев жизни), в нашей стране с 2008 года проводят универсальный аудиологический скрининг, который заключается в проведении теста регистрации отоакустической эмиссии всем детям не из группы риска на 4 сутки жизни в роддоме. Если по каким-либо причинам (техническое состояние прибора в роддоме, невозможность проведения исследования из-за беспокойного поведения ребенка и пр.) исследование проведено не было, Вы можете провести скрининг слуха своему ребенку у наших специалистов - сурдологов. Если у ребенка имеются врожденные причины (факторы риска) тугоухости, то необходимо провести регистрацию слуховых потенциалов мозга – метода, позволяющего провести оценку степени потенциального снижения слуха. К таким причинам относятся:

  • краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности,
  • низкая масса тела при рождении,
  • асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов),
  • ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности,
  • тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.

Запись на диагностику слуха по телефону: +7 (499) 400-47-33

Диагностика слуха

Основным исследованием, на основании которого делают заключение о состоянии слуха, является тональная пороговая аудиометрия - регистрация порогов звуковосприятия на различных частотах. Ограничением данного метода является возраст пациента (от 6 лет) и необходимость сосредоточится на тестовых сигналах, что может быть проблематично, например для пациентов с сопутствующей неврологической патологией.

Для определения слуха у пациентов, у которых провести аудиометрию невозможно, применяют т.н. “объективные” методики, не зависящие от реакции пациента. Наиболее информативной группой тестов является регистрация различных классов слуховых вызванных потенциалов мозга - запись ответов слухового анализатора (посредством электродов, фиксированных на голове пациента) на подаваемые акустические стимулы. Главным условием проведения такого исследования является состояние сна ребенка.

Другими часто применяемыми объективными тестами для оценки органа слуха являются акустическая импедансометрия (оценка состояния среднего уха) и регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) - запись ответов волосковых клеток улитки внутреннего уха на акустическую стимуляцию (при нормальной функции улитки ОАЭ регистрируется).

Краткая характеристика всех наиболее распространенных аудиологических тестов представлена в таблице ниже:


Запись на диагностику слуха детей до 5 лет (в условиях естественного сна) и исследование слуха (дети любого возраста) под наркозом, а также настройку процессора систем кохлеарной имплантации (Advanced Bionics, Cochlear, Med-El, Oticon-Neurelec) по тел. +7 (499) 400-47-33.

Кохлеарная имплантация

Операция кохлеарной имплантации - установка в улитку внутреннего уха электрода, производящего электростимуляцию слухового нерва, проводят пациентам с двусторонней сенсоневральной глухотой. При врожденной глухоте критически важно провести эту операцию и начать слухоречевую реабилитацию как можно раньше - в этом случае потенциальный эффект будет максимальным. Аудиологическим показанием к проведению кохлеарной имплантации является состояние порогов звуковосприятия, соответствующее тяжелому нарушению слуха и глухоте.


Для диагностики слуха проводят расширенное аудиологическое исследование, на основании которого определяют вид и степень тугоухости; пациентам с выявленной сенсоневральной глухотой проводят слухопротезирование - установку слуховых аппаратов. Через 6 месяцев после слухопротезирования, на основании сурдопедагогического тестирования делают вывод о целесообразности кохлеарной имплантации.

Преимущества клиники НИИ педиатрии НКЦ №2 (ЦКБ РАН)

  • Передовое диагностическое и лабораторное оборудование для быстрой и точной диагностики различных заболеваний у детей.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных особенностей, личных предпочтений и пожеланий родителей.
  • Понятные и точные ответы на все вопросы, связанные со здоровьем ребенка.

Ведение пациентов после кохлеарной имплантации

Слухоречевая реабилитация после кохлеарной имплантации - длительный процесс, результат которого зависит от постоянства занятий с сурдопедагогом по развитию слухоречевых навыков. Сурдологическая поддержка заключается в регулярных настройках процессора системы кохлеарной имплантации. Специалистами Института разработаны авторские методики настройки процессора на основе регистрации ответов слухового анализатора, что позволяет максимально эффективно проводить реабилитацию маленьким детям.

Практические советы родителям

Может у моего ребенка быть потеря слуха? Ваш ребенок, возможно, страдает потерей слуха, если он или она:

  • Не реагирует на звуки
  • Недавно перенес серьезное заболевание, например, менингит
  • У него/нее наблюдается задержка или нарушение речевого/языкового развития, не соответствующие возрастным нормам
  • Не понимает, что вы ему говорите или часто просит повторить сказанное
  • Неправильно реагирует на вопросы или поручения
  • Прибавляет громкость при просмотре телевизора или плохо слышит, что ему говорят по телефону
  • Плохо учится в школе или имеет проблемы с поведением
  • У него/нее часто наблюдаются выделения из ушей или образуются серные пробки
  • Часто жалуется на боль или заложенность в ухе.
Когда нужно обследовать ребенка?
  • Чем раньше, тем лучше!
  • У младенцев, у которых потеря слуха диагностирована через три месяца после рождения, а реабилитация начата через шесть месяцев, возможно развитие речи и языка, такое же, как у детей с нормальным слухом.
  • Даже если ваш ребенок старше, любая задержка может негативно повлиять на его речевое развитие и способность к обучению.

Ребенок плохо слышит. Как ему помочь?

Выполняйте следующие правила при разговоре с ребенком:

  • смотрите ему в лицо
  • разговаривайте в хорошо освещённом месте, чтобы ребёнок мог видеть ваши губы и выражение лица
  • фоновый шум должен быть низким – или перейдите в более тихое место говорите четко и медленно
  • не кричите!

Не скрывайте проблемы со слухом у вашего ребенка

  • Сообщите учителям ребенка о проблеме потери слуха и попросите их усадить ребенка за первым столом в классе. Попросите учителей смотреть ребенку в лицо во время разговора
  • Расскажите друзьям и членам семьи о потребностях ребенка и объясните им правила эффективного общения
  • Вовлекайте ребенка во все семейные и общественные мероприятия.

Обслуживайте слуховой аппарат или кохлеарный имплант вашего ребенка, в том числе:

  • регулярно меняйте батарейки
  • следите за техническим состоянием устройства
  • ночью храните устройство в коробке для сушки.

Следуйте рекомендациям вашего сурдолога

  • Проходите плановую диагностику слуха в соответствии с рекомендациями
  • Регулярно проводите у сурдолога настройку слухового аппарата или процессора кохлеарного импланта.

ПОМНИТЕ

Каждый 20-й человек страдает потерей слуха. Нечего стыдиться. Не скрывайте проблемы со слухом у вашего ребенка!

* в разделе “Практические советы родителям” использованы материалы Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и Национальной медицинской ассоциации сурдологов.

Запись на диагностику слуха по телефону: +7 (499) 400-47-33
Центральная клиническая больница Российской академии наук Контакты:
Адрес: Литовский бульвар, дом 1а Москва,
Адрес: ул. Фотиевой, д. 10 Москва,
Телефон:+7 (499) 400-47-33, Электронная почта: callcenter@ckbran.ru