28 февраля 2022 года прошел круглый стол Совета Федерации «Совершенствование подготовки кадров среднего медицинского звена».
В работе круглого стола приняли участие:
Круглый Владимир Игоревич – Сенатор Российской Федерации, член комитета Совета Федерации по социальной политике
Архаров Юрий Викторович – Сенатор Российской Федерации, заместитель Председателя комитета Совета Федерации по социальной политике
Хлякина Оксана Владимировна – Сенатор Российской Федерации, член комитета Совета Федерации по социальной политике
Жукова Анастасия Геннадьевна – Сенатор Российской Федерации, член комитета Совета Федерации по социальной политике
Кучеренко Петр Александрович – Статс-секретарь, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
Семенова Татьяна Владимировна – заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации.
Летникова Людмила Ивановна - директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации
Стриханов Михаил Николаевич – и.о. Вице-президента РАО, и.о. Академика-секретаря Отделения профессионального образования
Габоян Яна Сергеевна – главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Министерства здравоохранения Российской Федерации
Редькина Мария Анатольевна – главный специалист отдела сопровождения работы ФУМО в системе СПО Центра содержания и оценки качества СПО ФГБПОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»
Василенок Александр Васильевич – директор ФГБПОУ «Медицинский колледж» (МК РАМН)
Левина Ирина Анатольевна – директор ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж», председатель ФУМО по УГПС «Клиническая медицина»
Хисамутдинова Зухра Анфасовна – директор ГАПОУ «Казанский медицинский колледж»
Никитин Алексей Эдуардович – главный врач ФГБНУ «НКЦ №2 (ЦКБ РАН)»
Сезин Вадим Александрович – главный врач БУЗ «Ливенская Центральная районная больница» Орловской области
По итогам заслушанных докладов и последующего обмена мнениями участники «круглого стола» отметили, что проблемы среднего медицинского образования, связанные с уменьшением сроков подготовки на основании новых федеральных государственных образовательных стандартов с одновременным увеличением трудовых функций, устанавливаемых профессиональными стандартами специалистов среднего звена, несут в себе риски снижения качества обучения в связи с уменьшением сроков подготовки (на один год) будущих специалистов на базе медицинских организаций, как следствие, — снижение качества оказываемой этими специалистами медицинской помощи.
Требуют внимания вопросы разработки и утверждения примерных основных образовательных программ среднего медицинского образования, в которых достаточное время должно быть уделено изучению цифровых технологий в здравоохранении, навыков профессионального общения и конфликтологии, иностранного языка, как средства профессионального общения, профилактике и здоровьесберегающим технологиям, использованию современных методов и средств.
Участники круглого стола отмечают, что при планомерном увеличении в масштабах Российской Федерации объемов бюджетной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, уровень обеспеченности такими специалистами до сих под остается крайне недостаточным, а в ряде регионов страны – критично низким.
Недостаточное внимание уделяется профориентационной работе с выпускниками школ, планирующими продолжить свое обучение по программам среднего медицинского образования, отсутствует адекватная система профессионального отбора абитуриентов, поступающих на программы подготовки специалистов среднего звена по медицинским специальностям.
Отсутствует нормативная база, обеспечивающая единые стандарты оснащения медицинских колледжей симуляционным оборудованием, в связи с чем невозможно обеспечить единый уровень подготовки специалистов во всех образовательных организациях страны и единый уровень владения профессиональными компетенциями и навыками.
По итогам обсуждения, учитывая информацию, представленную в докладах, внесены следующие предложения:
1. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации
· Проработать вопрос актуализации ФГОС по специальности «Сестринское дело», «Лабораторная диагностика», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Фармация» в целях подготовки специалистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов «Медицинская сестра/медицинский брат», «Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием» «Фельдшер», «Акушерка (Акушер)», «Фармацевт» с учетом всех предусмотренных трудовых функций и трудовых действий, а также клинических рекомендаций.
· Обратить особое внимание на возможные риски, связанные с сокращением сроков обучения по программам среднего профессионального медицинского образования, в том числе, с учетом необходимости внедрения в практическую подготовку обучающихся работу в формате врачебно-сестринских бригад, а также включения в ФГОС дисциплин по выбору обучающихся (элективных курсов). Проанализировать несоответствие между возникающими требованиями к уровню подготовки среднего медицинского персонала, в том числе способность работать на высокотехнологичном оборудовании, и снижением сроков обучения.
· Обеспечить разработку примерных основных образовательных программ с обязательным изучением сестринских технологий в зарубежных странах, обучением применению цифровых навыков и Soft Skills. Актуализации
требует не сокращение времени обучения, а перераспределение учебной нагрузки в соответствии с современными технологиями, методиками, специализированными технологиями,
· Разработать нормативную базу унифицированного минимального оснащения образовательных организаций, занимающихся подготовкой специалистов, с целью обеспечения одинакового уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям профессионального стандарта «Медицинская сестра/медицинский брат», «Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием», «Фельдшер», «Акушерка (Акушер)», «Фармацевт», «Младшая медицинская сестра».
· Проработать вопрос о создании системы стажировок в профильных медицинских организациях преподавательского состава, отвечающего за теоретическую и практическую подготовку обучающихся, в соответствии с современными технологиями оказания медицинской помощи, а также организации конференций, симпозиумов, круглых столов, семинаров и т д. соответствующего профиля. Рассмотреть возможность разработки профессионального стандарт «Преподаватель среднего профессионального образования».
· Проработать вопрос о внедрении системы профессионального отбора при поступлении в профильные средние профессиональные образовательные учебные организации. Рассмотреть возможность разработки системы поощрения учащихся предпрофильных, предпрофессиональных классов дополнительными баллами (льготам) при поступлении в профильные средние учебные заведения.
· Рассмотреть возможность увеличения базового норматива затрат на реализацию программ среднего медицинского образования и введения отраслевого коэффициента для среднего медицинского образования.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
· Рассмотреть возможность расширения перечня практических навыков, а также введения экзаменационной системы при проведении первичной и первично-специализированной аккредитации специалистов со средним медицинским образованием.
· Обратить внимание на необходимость пересмотра действующих чек-листов для первичной и первично-специализированной аккредитации в соответствии с новыми СанПиН, порядками, стандартами, а также внедрения экзаменационной системы со случайным выбором практических навыков.
· Проработать вопрос о дополнительном финансировании организаций, на базе которых проводится первичная и первично-специализированная аккредитация, в связи с необходимость закупок оборудования и расходных материалов согласно чек-листам.
· С целью повышения качества работы и уровня ответственности уделить внимание вопросу размещения в открытом доступе контактов рабочих групп, коллективов авторов, экспертных комиссий, принимающих участие в разработке/рецензировании Федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, перечня практических навыков и чек-листов для проведения первичной и первично-специализированной аккредитации.
· Рассмотреть возможности выделения дополнительного финансирования для социальной поддержки средних медицинских работников: единовременные выплаты, прогрессивная система оплаты труда, обеспечение жильем.
Заявка отправлена. Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время
Подпишитесь на телеграм-канал НКЦ №2, чтобы быть в курсе наших новостей.
В ближайшее время он появится на сайте.
Подпишитесь на телеграм-канал НКЦ №2, чтобы быть в курсе наших новостей.